Проверка слова
www.gramota.ru

ХОХМОДРОМ - лучший авторский юмор Сети
<<Джон & Лиз>> - Литературно - поэтический портал. Опубликуй свои произведения, стихи, рассказы. Каталог сайтов.
Здесь вам скажут правду. А истину ищите сами!
Поэтическая газета В<<ВзглядВ>>. Стихи. Проза. Литература.
За свободный POSIX'ивизм

Литературное общество Ingenia: Екатерина Максимова - Об универсальности религиозного сознания
Раздел: Следующее произведение в разделеПублицистикаПредыдущее произведение в разделе
Автор: Следующее произведение автораЕкатерина МаксимоваПредыдущее произведение автора
Баллы: 1
Внесено на сайт: 26.07.2009
Об универсальности религиозного сознания
Хочу выразить искреннюю признательность Альву и Алисе Деевой за статью "О вере, атеизме и коммунизме" (http://forum.ingenia.ru/viewtopic.php?id=21666), комментарием к которой стала эта заметка.


Вопрос о том, является ли религиозное сознание неизбежным для человека как вида, просто ли это рассудочная деятельность или нечто имманентно присущее разуму, — вот тектоническая плита споров между верующими в божественную сущность мира и атеистами.

В городе моего детства дети верили: если оторвать косеножке лапу, то пойдёт дождь. Поэтому отрывать её ни за что не следует. Или: нельзя наступать на крышку колодца — произойдёт несчастье. Но если наступил, то от несчастья спасет трёхкратное похлопывание по спине. Причём хлопать должен кто-то другой и сразу. Кажется, про похлопывание я придумала сама вскоре после того как узнала про колодец, а потом уже не могла вспомнить, моё это изобретение или приобретённые знания (типично и показательно в вопросе о происхождении мифов). Но поскольку потенциального похлопывателя рядом часто не оказывалось, второе требование как-то нивелировалось само собой, и хлопала себя я сама.

Знаю одну историю, совершенно точно изобретённую самостоятельно. Все знают. Про швы на мостовой или между плитками в метро — на них нельзя наступать. Мы постоянно наблюдаем детей в магазинах, на мостовой и в метро, которые тщательно наступают или не наступают на определённые плитки. Важно: никто детей всей планеты этому не учит. А детские секретики, закопанные во дворе? А чудовища на месте чемодана под шкафом, а страшные истории в пионерлагере про гроб на колёсиках? Дети непрерывно создают мифы, нуждаясь, с одной стороны, в разумных объяснениях и удовлетворяя требования голодного (инстинктивного) любопытства, с другой стороны — предпочитая невероятные объяснения, удовлетворяя при этом (инстинктивное) требование фантазии, которая нуждается в постоянной подпитке и сама создаёт страхи для дальнейшей деятельности воображения.

А вы замечали, как дети нуждаются в правилах и установлениях? Как верят в них на раз и умучают вас же — тем, что вы эти правила вдруг не выполняете?
Все дети рано или поздно задают вопрос — откуда берутся дети. А до этого спрашивают, почему идёт дождь, боятся на всякий случай грома и молнии, придумывают самые невероятные толкования происхождению слов или явлений и смешат этим взрослых по праздникам.

Итак, что мы видим. Дети ищут во всём причинно-следственные связи. Берут ответы у взрослых или за неимением времени находят их сами. Дети фантазируют и достраивают реальность с помощью любого подручного материала. Дети нуждаются в сверхценных установках — правилах, обоснованность которых не мотивируется, но которые обязательны для всех и безоговорочны. Если имеется дефицит установок, или в силу особенностей характера ребёнок склонен к анализу и самоконтролю, то он сам придумывает себе эти установки. В частности, их источником может стать некое «второе я». В своём случае (обращаясь к подручному материалу) я сама себе давала обещания на завтра, иногда самые нелепые, и потом непреклонно их реализовывала, если даже крыша падала мне на голову. Долг перед кем я выполняла? Чаще, конечно, я использовала свою совесть — возьмём это слово — для того, чтобы лишить себя пути к отступлению, если знала, что завтра что-то будет делать лень. Главное было сегодня чётко озвучить свой собственный приказ.

Дисциплинированность детей в сравнении со взрослыми — факт неоспоримый и повсеместный. Подумайте только, насколько реже дети прогуливают уроки и целые дни учёбы, нежели мы сейчас опаздываем на встречи или отменяем планы.
Замечали готовность детей некритично, слепо верить во всё абсолютно, что говорят взрослые или в то, что говорят сверстники, если это не противоречит сказанному взрослыми?

Но продолжим. Что было бы со мной, всем моим двором и косеножками, если бы мы жили в относительно замкнутом пространстве и в свой черёд не пошли в школу? Я отвечу. Мы бы выцарапали на каменных скрижалях пакт о неприкосновенности косеножек и несли бы его через поколения. И каждый раз, когда пойдёт ненужный дождь, искали бы того, кто тронул косеножку. По поводу связи других неприятных явлений с некими первопричинами тоже было бы что-то придумано, потому что сознание не способно удержаться на месте без увязывания всех и любых значимых явлений в логические цепи.
Теперь представьте себе, что запрет обижать косеножек, вера в счастливые и несчастливые символы, весь набор суеверий, желание установить последовательности, связи и наконец — некая сила как объяснение важных для жизни и при этом иначе не объяснимых явлений — в каком-то первичном социуме возникает, передаётся и закрепляется. Что мы получаем? Боюсь отвечать, потому что могут закидать камнями и теисты, и атеисты. Это религиозное сознание и это религия.

Оценивая современные представления об эволюции головного мозга и наши знания об интеллектуальных достижениях многотысячелетней давности, мы с необходимостью приходим к выводу, что инстинкты, физиология и даже психика в чистом виде, без учёта результатов обучения и наслоений культуры — у современного человека и человека 10 или 15 тысяч лет назад — не различаются. (Нынешний вид человека возобладал над конкурирующими видами и расселился по планете, по данным палеонтологов и археологов, в период 15-25 тысяч лет назад.)

Глядя ретроспективно назад, мы понимаем, чего боялись, чем были движимы в своей когнитивной деятельности и к каким выводам приходили наши наивные предки.
Глядя вдумчиво вокруг себя, мы понимаем, что колоссальное количество знаний о космосе, радиоизотопном анализе, генах, строении нервной системы, механизмах наследования, эволюции, физических законах — мало что изменило в массах.

Значительные количества людей находят или принимают, как им кажется, естественное, универсальное, подходящее и единственное объяснение происходящему — отмахиваясь от всего, что ему противоречит, а чаще не обладая подобной информацией. Но даже обладание информацией, как правило, не нарушает спокойствия. В одном сознании может мирно уживаться вера в семитысячный возраст мира и возможности радиоизотопного метода, в шесть дней творения и мутации растений, животных.

В чём секрет этого успеха, неизменной адаптации вновь поступающих «дурных» фактов к бетонному каркасу старых убеждений — почему это происходит в возрасте, далёком от почитания косеножек? Так же, как и желание дать всему объяснение, он — в сущности нашей психики. Человек всегда должен куда-то возвращаться. «Философия — тяга повсюду быть дома», — сказал Новалис. Бог — наша тяга повсюду быть дома, универсальная в своей неизбежности.

Обсуждение

Master Li
Вдумчиво и красочно написано!
Всё, в общем, на мой взгляд, верно, только я бы не делал из "массовой констатации" фактов суеверий и т.п. таких чётких и однозначных выводов :)
То, что в конкретной жизни (Вашей в данном случае) и у очень-очень многих других людей, всё именно так - это же не значит, что сие есть ИСТИНА, правда? :)
28.11.2009


Exsodius 2020
При цитировании ссылка обязательна.