| Литературное общество Ingenia: Евгений Девиков - Московский дворик | Московский дворик | |
На диком берегу Оки
неподалёку от Тарусы
возили камни мужики,
ровняя донные наносы.
И говорили меж собой,
открыв бутылку об колено,
что в этой заводи речной
купальню делает Поленов.
Сюда он ездил на пленэр*
когда желтели клёнов листья.
Он молодым давал пример
искусной и правдивой кисти.
И объяснял ученикам,
что значит в живописи честность:
"Поверьте собственным рукам –
они вам принесут известность!
Природа хороша собой.
Вы, живописцы, с ней не спорьте
и небо краской голубой
не троньте, дабы не испортить.
Пишите просветлённо быт,
свободный от мещанской грязи.
Быт живописцами забыт,
но не в быту живём мы разве?.."
Тот мир, к которому он звал,
от слёз и горестей был горек,
а для души он создавал
лужайчатый "Московский дворик" **.
– Но полно Вам! – звучал укор, –
за критику не обессудьте,
а то, что Вы зовёте "двор",
на самом деле перепутье:
там две тропы, как две судьбы –
сошлись у общего колодца,
и одиноко близ арбы
играют дети чем придётся,
вдали бабёнка семенит,
выплёскивать ведро помоев.
Нашёл ли здесь ваш светлый быт
отображение живое?
Ах, критики! Ах, знатоки,
вы смотрите насквозь и дальше.
Гляжу на Русь из-под руки
и сердцем не приемлю фальши.
Лужайка солнцем залита.
Трава – былинки да цветочки –
божественная красота
в отрадном сердцу уголочке.
А замкнут ли забором двор,
где нежится босое детство,
наш не об этом разговор,
а что им выпадет в наследство:
те купола, та чистота ,
вся эта свежесть и натура,
иль унижений маята
и лавочник, глядящий хмуро.
Художник восхвалял мечту,
лелеял без восторгов внешних.
Полотна посвящал Христу,
болел за праведных и грешных.
А это был – его Христос,***
сомнениями обессилен,
но сердцем зорок, ликом прост
и за спиной его – Россия.
__
* Пленэр - вольный воздух. Живописцы предпочитают выезжать не пленэр..
** Василий Дмитриевич Поленов, "Московский дворик". 1878. Пейзаж, масло.
*** Цикл полотен Поленова, посвящен Иисусу Христу. Художник не придерживался религиозных канонов, за что преследовался цензурой. Холст "Христос и грешница" допущена только с разрешения императора Александра III, а выставка "Земная жизнь Христа" в 1904 году открылась только после комиссионного обследования цензурами.
| | | Обсудить на форуме |
| |