Проверка слова
www.gramota.ru

ХОХМОДРОМ - лучший авторский юмор Сети
<<Джон & Лиз>> - Литературно - поэтический портал. Опубликуй свои произведения, стихи, рассказы. Каталог сайтов.
Здесь вам скажут правду. А истину ищите сами!
Поэтическая газета В<<ВзглядВ>>. Стихи. Проза. Литература.
За свободный POSIX'ивизм

Литературное общество Ingenia: Наталья Малинина (Епифанова) - ИСТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЛЮБВИ. 100-летию
Раздел: Следующее произведение в разделеПублицистикаПредыдущее произведение в разделе
Автор: Наталья Малинина (Епифанова)Предыдущее произведение автора
Баллы: 0
Внесено на сайт: 4.04.2006
ИСТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЛЮБВИ. 100-летию
ИСТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЛЮБВИ

100-летию со дня рождения К.И.Шульженко и девятой годовщине со дня смерти её супруга Г.К.Епифанова


"ЖИЗНЬ - ЭТО ТЫ!"
/из писем К.И.Шульженко Г.К.Епифанову/


Одиннадцать лет Клавдия ШУЛЬЖЕНКО (1906-1984) ко всевозможным праздникам, которые были в советских календарях, получала поздравительные открытки, подписанные инициалами «Г.Е.». Конечно, ее почтовый ящик всегда был полон признаний в любви и изъявлений благодарности от многочисленных поклонников. Но эти письма, присланные со всех концов страны, певица хранила отдельно. Кто такой Г.Е., никто не знал. И лишь спустя много лет благодаря общим знакомым они встретились: этим Г.Е. оказался кинооператор Георгий Кузьмич ЕПИФАНОВ (1918-1997). Он любил её заочно долгих шестнадцать лет. Когда они их познакомили, ей было уже 50 лет, а ему не было и 38. Любовь к нему согревала её все последующие годы. Он боготворил её всю свою жизнь.


В 1940 году, заканчивая киноинститут, Георгий Епифанов на деньги, сэкономленные от стипендии, купил себе патефон и начал собирать пластинки. Однажды в музыкальном магазине впервые услышал ее голос - озорную «Челитту». Её голос очаровал его. Он приобрёл эту пластинку и готов был слушать её целыми днями. И с тех пор неизменно спрашивал в музыкальных магазинах: не появилась ли новая пластинка Клавдии Шульженко. Каждая новая песня Клавдии Шульженко неизменно пополняла его коллекцию. Продавцы уже узнавали в лицо этого симпатичного парня.
Над его увлечением подшучивали, советуя обратиться к психиатру, и никто не мог предположить, что когда-нибудь Георгий станет смыслом жизни прославленной певицы, её горячо любимым супругом. Да и сам Георгий не мог мечтать о таком, ведь Клавдия Шульженко была для него Солнцем, недосягаемой Звездой. Его единственным желанием сейчас было не проворонить очередной выход новой её пластинки с тем, чтобы изо дня в день наслаждаться звучанием её голоса и грезить ею.
Свою преддипломную практику он проходил на «Ленфильме». Как-то раз на Кировском проспекте он увидел концертную афишу: «Клавдия Шульженко - с оркестром».

- Я в кассу, - рассказывал потом Георгий Кузьмич. - Дайте, говорю, первый ряд, середину. Но, взяв билет, испугался: так близко «живьем»?! Не дышу: сейчас появится. И вот... В общем, влюбился сразу и бесповоротно...

Он навсегда запомнил, как бешено колотилось сердце от предстоящей встречи с той, чей голос проник в его душу. Когда он увидел певицу, то удивился. Она показалась ему такой знакомой и родной, как если бы он знал её всю жизнь. Каждое чёрточка её лица, её мимика, движения были узнаваемы и дороги. С тех пор всепоглощающее чувство любви к Клавдии заполонило сердце Георгия, и он пронес это чувство через всю свою жизнь.

С тех пор Георгий старался не пропустить ни одного концерта Клавдии Шульженко, всегда сидел на одном и том же месте в первом ряду. От природы скромный человек, он не осмеливался даже преподнести ей цветы.

Потом началась война, фронтовые съемки, полная опасностей жизнь, готовая оборваться в любую минуту. Георгий Кузьмич даже на фронте, несмотря на все опасности, неизменно возил с собой металлическую коробку из-под кинопленки с пластинками Клавдии Шульженко. Её простые песни и мысли о ней помогали ему. Он постоянно ощущал её присутствие. Ему казалось, что она незримо с ним рядом. Он не знал, где она и очень переживал за неё.
- Что с ней, где она теперь? Не ранена ли? Жива ли? – часто думал Епифанов.

А она бывала совсем близко. Дело в том, что во время войны джаз-оркестр под руководством Клавдии Шульженко и ее мужа Владимира Коралли стал фронтовым, и был прикомандирован к Ленинградскому военному округу. Только для защитников блокадного Ленинграда Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими задорными и душевными песнями выстоять и поверить в победу. Именно в это время стали всенародно любимыми "Синий платочек", найденный певицей среди старых сочинений польского композитора Е.Петербургского с новыми словами лейтенанта М.Максимова, а также "Давай закурим" и "Морячка".
Выступать приходилось иногда прямо в окопах и под бомбами. Не раз жизнь Клавдии Ивановны висела на волоске. Потом спустя годы Георгий Епифанов и Клавдия Шульженко припомнят те дни, когда ей грозила смертельная опасность, и выяснится, что именно в эти моменты Георгий начинал особенно беспокоиться за неё.

Когда война закончилась, Георгий Епифанов вернулся домой кавалером трёх орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны и множества медалей.

После войны Георгий Кузьмич продолжал работать кинооператором. Он объехал с кинокамерой по всему Советскому Союзу: Заполярье, Средняя Азия, Дальний Восток. Бывал и в Арктике. Но теперь все его поездки были расцвечены новым занятием: посылать открытки ото всюду ей, Богине. Он сумел раздобыть домашний адрес Клавдии Ивановны, и к каждому празднику, которые были в советских численниках, включая даже День авиации и День физкультурника, посылал ей поздравительные открытки.
На них не значилось никакого обращения, потому что все известные обращения он считал неуместными. Он никогда не писал избитых фраз, типа «желаю успехов в творчестве», потому что считал, что и без его пожеланий она достигла заоблачных высот. Все эти открытки Епифанов всегда подписывал одними инициалами: «Г.Е.».

Так прошло еще одиннадцать, уже послевоенных лет.

Никогда не решился бы этот известный кинооператор, но такой скромный человек заявить о себе, если бы не вмешательство их общих знакомых. Кинооператор Сергей Семёнов, один из друзей Епифанова, познакомился с Клавдией Ивановной во время с войны, когда снимал киносборник «Концерт - фронту». В июле 1956 года он отдыхал в подмосковном санатории имени Артема, там же в это время находилась и Клавдия Ивановна.
И вот 21 июля жена Сергея Марианна попросила отвезти её в этот санаторий, она хотела встретиться с мужем. А ещё она сообщила, что там же отдыхает и Шульженко.

Марианна и Сергей догадывались о тех чувствах, которые Георгий Кузьмич питал к великой певице. Знали они также, что брак Клавдии Ивановны с Владимиром Коралли уже два года как распался. Кроме того, они сочувствовали великой певице. Ведь за свою жизнь она встретила много несправедливости, зависти и злобы. А послевоенное время стало для неё особенно трудным: газеты яростно набросились на ту, песни которой помогали победить. Её обвиняли в "мелкотемье" и писали, что её лирика "упадническая". Ей лишили возможности выступать в больших залах. Она была вынуждена ездить по стране с сольными концертами. Смирновы считали, что любовь Епифанова даст ей силы выстоять, что и он, и она достойны счастья.

С замиранием сердца Георгий Кузьмич сел за руль своего автомобиля. Рядом в его старенькой «Победе» разместились друзья, которые преисполнились особого чувства сопричастности к его удивительной любви. Лицо Епифанова было особенно прекрасным во время этой поездки. Таким его они никогда ещё не видели.
От мысли, что он сейчас может быть увидит свою Богиню, Георгий ощущал себя мальчиком перед первым свиданием. Когда его спутники обращались к нему, он отвечал им особенным счастливым взглядом, и было видно, что он весь в мыслях о ней, и что никакие разговоры друзей сейчас не доходят до его слуха. Как же трогателен он был в своём смущении!

В санатории Епифанов остался внизу с приехавшим с ними профессором, а Марианна поднялась на второй этаж и вскоре появилась на балконе, но не одна, а с Клавдией Ивановной. Георгий Кузьмич так и застыл, не смея шевельнуться. Марианна показала на них рукой, что-то сказала, а Клавдия Ивановна засмеялась.
Епифанов, которому через месяц исполнится 38 лет, герой-фронтовик, побывавший во многих переделках за свою нелёгкую жизнь кинооператора, поспешно укрылся под густой кроной дерева. Зато профессор не растерялся и восторженно закричал:
- Клавдия Ивановна! Как я вас люблю!
Дамы смеялись, профессор посылал воздушные поцелуи, а Епифанов так и остался в своём укрытии.
На обратном пути Марианна огорчённо сказала Георгию:
- Что же ты спрятался? Упустил такой шанс! Я ведь ворвалась к ней: «Клавочка, говорю, кого я тебе привезла. Выйди на балкон - там стоит мужчина, который всю жизнь от тебя без ума». Она вышла и говорит: «Так их же двое». Я показала на тебя: «Тот, что помоложе, - кинооператор Георгий Епифанов». «Кто, кто?» - спрашивает. А потом повторяла: «Георгий Епифанов - Г.Е., Г.Е.».

И всё-таки Марианна сумела познакомить их. Она предприняла ещё одну попытку через несколько дней. На этот раз Марианна буквально втолкнула Георгия в комнату, в которой отдыхала Клавдия Ивановна.
Так он впервые оказался лицом к лицу со своей Богиней.

Спустя 42 года после этих событий, а именно в 1996 году, Георгий Кузьмич расскажет своим близким людям:
- Я тогда впервые увидел ее так близко. Домашняя, естественная, земная. И такая родная-родная. Я, кажется, ничего, кроме «здрасьте», и сказать-то не смог - так растерялся. А потом, когда собрался уезжать, она вдруг спрашивает: «А можно и мне с вами?»
И вот она со мной, в моей машине. Адреса не спрашиваю - и так знаю. Попрощавшись, она дала мне свой телефон и сказала: «Заходите на чаепитие...»
Я примчался к ней в тот же вечер. Пил чашку за чашкой, растягивая первое, выстраданное долгими годами свидание.
- Сейчас я вам что-то покажу, - загадочно сказала она и положила передо мной пачку перевязанных ленточкой открыток. - Узнаете? Знаете, почему я другие выбрасывала, а эти сохранила? За постоянство. Только инициалы. И столько лет! Отовсюду, даже из Арктики и Каракумов - и где вы только там почтовый ящик нашли? Даже муж был поражен и сказал, что это надо сохранить.
Время подошло к полуночи, пора было прощаться. Клавдия Ивановна сказала, глядя в сторону, смущаясь своей смелости:
- Ну, вот что, Жорж. Вы уже или уходите, или оставайтесь.
И я, не веря в своё счастье, остался.
Мы стали супругами пред Богом и людьми. Я никак не мог поверить в свое счастье, мне всегда казалось, что это сказочный сон.

Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на двенадцать с половиной лет, она родилась 24 марта 1906 года, а он 24 августа 1918 года. Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. Очень часто многие спрашивали: не ревнует ли он её? А Георгий Кузьмич неизменно отвечал:
- Она никогда не давала мне ни малейшего повода усомниться в её исключительной порядочности и верности. Она была натурой исключительно цельной, ревновать было бы нелепо.
Несмотря на разницу в возрасте и пересуды за спиной, они были очень счастливы. Епифанов остался верен ей всю свою жизнь. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь Клавдия Ивановна посылала ему со своих гастрольных поездок.
Вот эти божественные строки, которые Епифанов берёг как самую большую ценность. Любимая писала:
«Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый...»
«...Последние лучи заходящего солнца в золотой осени всегда особенно горячи и до терпкости знойны. Знай, мой родной, мой до боли желанный, что у тебя есть женщина и друг, которая всегда тебя ждет и будет ждать, и когда бы ты ни пришел, мы забудем о времени и обо всем...»
«Мой родной, любимый Жорж! Твоя поэма о любви меня совершенно потрясла и обезоружила...
Ты вошел в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, - великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось - все твое».
«...Да, я страдаю, потому что у меня месяц - за год и год - за десять. Жизнь - это ты!»
«...Без тебя просто чахну...»
Наверное, она и в самом деле зачахла бы без него. В последние годы на неё обрушилось слишком много несправедливости, зависти и злобы.
И только Георгий помогал ей морально, а потом и материально. Общеизвестно, что он купил ей кооперативную квартиру. Но дело не в этом. Главным была его любовь и преданность.
Георгий всегда боготворил свою супругу, считал ее неземным существом и прощал бесконечные и мучительные сцены ревности. Все знали, что Клавдия Ивановна ревновала его безо всякой на то причины. Однажды это даже привело к длительному разрыву. Их совместная жизнь длилась почти десятилетие, а разрыв затянулся на целых двенадцать лет, но любовь оказалась сильнее, и они воссоединились, и остались вместе теперь уже навсегда.
Воссоединение произошло так.
В Колонном зале шло юбилейное чествование Клавдии Ивановны Шульженко по поводу ее семидесятилетия. Она держалась королевой и пела замечательно. Зал слушал, завороженный. В Колонном зале Дома союзов шло юбилейное чествование Клавдии Ивановны Шульженко по поводу ее семидесятилетия. Она держалась королевой и пела замечательно. Зал слушал, словно завороженный. Она не покидала сцену в течение почти трех часов, спев более двадцати своих лучших песен. Телеоператоры очень часто направляли свои камеры на середину первого ряда, где как всегда сидел статный седовласый Епифанов.
Перед концертом Клавдия Ивановна позвонила ему и сказала:
- Ну, здравствуй, Жорж. Надеюсь увидеть тебя сегодня, как всегда, в первом ряду. Если я тебя не увижу...
Она не договорила - ее голос, неповторимый, единственный, дрогнул.
Он пришёл, они встретились после долгой разлуки, чтобы не расставаться уже до конца её жизни, и прожили вместе ещё восемь счастливых лет жизни, а могли бы прожить счастливо и все 28! Ах, женщины! Верьте любимым и не изводите ревностью самих себя и своих любимых!

Она умерла в 17 июня 1984 года. В день её похорон шел дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце.
Когда её не стало, Георгий Епифанов по-прежнему приносил её любимые желтые розы.
Первое, что видел каждый, кто входил в его небольшую квартирку, большой портрет Клавдии Шульженко. Под ним старенький патефон со стопкой пластинок - все, что было выпущено при её жизни и после. Всю свою жизнь он берёг её фотографии, концертные программы со своими пометками, её письма и телеграммы, которых было более двухсот. Лишь в марте 1996 года он впервые позволил своим самым близким людям прикоснуться к этим дорогим для него святыням.


Георгий Кузьмич Епифанов умер 24 марта 1997 года, в очередной день рождения своей единственной горячо любимой Клавдии, пережив её на двенадцать с половиной лет, и так же как и она в возрасте 78 лет.
На Новодевичьем кладбище у памятника К.И. Шульженко всегда лежит синий платочек.
______________________________________________________

Историю необыкновенной любви Клавдии Ивановны и Георгия Кузьмича трепетно берегут в семье его брата Сергея Кузьмича Епифанова.
Этот материал помещён здесь с разрешения Александра Павловича Епифанова, который является внучатым племянником кинооператора Георгия Кузьмича Епифанова.

Обсудить на форуме

Обсуждение

Александр Зрячкин
Воистину необыкновенная Любовь!!! Именно Любовь - в настоящем смысле слова...
01.05.2006


Exsodius 2020
При цитировании ссылка обязательна.