Проверка слова
www.gramota.ru

ХОХМОДРОМ - лучший авторский юмор Сети
<<Джон & Лиз>> - Литературно - поэтический портал. Опубликуй свои произведения, стихи, рассказы. Каталог сайтов.
Здесь вам скажут правду. А истину ищите сами!
Поэтическая газета В<<ВзглядВ>>. Стихи. Проза. Литература.
За свободный POSIX'ивизм

Литературное общество Ingenia: Ахадов Эльдар - СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОН
Раздел: Следующее произведение в разделеПоэзияПредыдущее произведение в разделе
Жанр: Следующее произведение по жанруЛирикаПредыдущее произведение по жанру
Автор: Следующее произведение автораАхадов ЭльдарПредыдущее произведение автора
Баллы: 4
Внесено на сайт: 10.04.2007
СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОН
Форум литературного общества Fabūlae



Приглашаем литераторов и сочувствующих!

Сайт Fabūlae Форум Транслит Пользователи Правила Поиск Профиль Личные сообщения Администрирование Выйти Вы зашли как Алиса Деева
Ваш последний визит: Сегодня 00:10:27

Объявление
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НОВИЧКОВ: Для того, чтобы опубликовать своё произведение, нужно зайти в соответствующий раздел. Вверху справа нажмите на "начать новую тему". Стихи новичкам можно публиковать только в разделе "Дебют".
Страниц: 1
Ответить
Форум » Лирика » СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОН

#1 2007-04-06 23:18:06
Эльдар
Автор сайта

Откуда: Красноярск
Зарегистрирован: 2006-10-01
Сообщений: 319
IP: 89.105.147.122
Рейтинг : 29
E-mail ЛС СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОН(отрывки)

Славянский бог
С тех пор, как сделан первый вздох,
И до последнего мгновенья
«Я верю в Бога, дай мне Бог» -
Мы шепчем, как стихотворенье.

Мы уповаем на Него,
Поскольку с нами Он повсюду,
И жизни этой естество
Ему обязано, как чуду.

А Он – во всём, а Он – везде,
А Он присутствует незримо
В земле, и в небе, и в воде
Всегда быстротекущей мимо…

Как бессловесный часовой, –
На грани зрения и слуха
Он – Луговой и Домовой,
И Чур, и Леший, и Воструха…

Он – Велес, Ящер и Сварог,
Семаргл и Макошь, и Купало…
Я верю в Бога… Дай мне Бог!
Дай столько, чтобы всем хватало:

Земле – и солнца, и дождей,
Душе – и счастья, и тревоги,
Заблудшему – живых людей,
А путнику – его дороги…


Бабай

Издавна непослушным детям, которые не хотят засыпать вечером, рассказывают старую, как мир, байку о загадочном духе по имени Бабай, который непослушных детей забирает в котомку и уносит в камыши. Верь- не верь, а спать-то надо вовремя ложиться!


Пела мышка: «Баю-бай,
Не заснёшь – придёт Бабай.»

Спит мышонок чутким сном,
Оттого, что снится,
Как Бабай скребётся в дом
И в окно стучится.

Он пришёл из камышей
В час, когда потёмки,
Сто капризных малышей
У него в котомке.

Велес

Славянский бог по имени Велес – покровитель зверей и домашних животных. Люди представляли его себе мудрым старцем с клюкой, одетым в звериную шкуру, который появляется там, где нужна его помощь и помогает больным, ослабшим, всем, кому это необходимо.

Он идёт заповедной тропою –
Седовласый с клюкою старик,
Поправляя травинки рукою,
Понимая звериный язык.

В ожидании мудрого слова
Перед ним раскрывают сердца
Старый лось и больная корова,
И с ягненком дрожащим овца…

Даже серый зайчишка, осмелясь,
Показался у дальних кустов…
Исполать тебе, дедушка Велес, -
Бог животных, людей и лесов!

Волх

Сын всесильного бога Ящера – божество удачной охоты Волх … Лунной серебристой ночью, медленно колыхаясь, вздымаются над озерными водами шелковистые белесые туманы. И вдруг тень промелькнула вдоль берега! Будто вздрогнуло что-то.
Это молчаливый и вездесущий Волх вышел на свою ночную охоту…



Свет лунный лился серебристым шёлком,
С озёр туман вздымался в небеса…
Волх обернулся Серым Вещим Волком
И заспешил за горы и леса, -

Мелькнул в степи, помешкал на болоте,
Нырнул в овраг, объятый тишиной…
Вновь до зари был нынче на охоте
Сын Ящера бегущий под луной…

Дажьбог

Помните выражение «дай бог»? Произнося его, мы каждый раз поминаем имя Дажьбога – бога солнечных лучей. В колеснице, запряженной четверкой золотогривых коней, летит он по славянскому небу с сияющим щитом и жезлом в руках. А ещё, говорят, когда-то он был первым древним правителем славян, утвердившим среди людей первые самые справедливые законы и календарь.



Податель благ земных, бог солнечного света!
Твой щит сияет так, как будто всюду - лето…
Славянской стороной ты первым правил встарь,
Ты первым учредил закон и календарь.

Четвёркою коней ведома колесница,
И гривы их горят, и жезл твой лучится…
Дажьбог – дающий бог, даруй же вечный день,
Где чем теплее свет, тем благодатней тень!

Дана

Великая, божественная Дана – хранительница вод небесных! Льет она на землю животворящие воды весенних дождей и летних ливней. Поит - томящиеся жаждой поля и леса. А громовержец Перун купает в её облаках само небо!


Рождённая в летучей мгле
Животворящих вод богиня,
О, Дана, ты одна доныне
Даруешь ливни всей земле!..

И вновь твоих звенящих струн
Ждут тёмный лес и колос хлебный,
Когда в воде твоей волшебной
Купает небо сам Перун!

Домовой

Домовой – дух, обитающий в доме, вечно он хлопочет, заботится по хозяйству, предупреждает хозяев об опасности, радеет за мир и покой в семейных отношениях. Домашний он, домашний…

Заботливый ворчливый хлопотун,
Незримая душа родного дома,
Ты – ночью половицами скрипун,
Ты – за стеной шуршащая солома,

Ты – хоть волшебный, но домашний, свой,
В избе хранитель мира и уюта:
Дух предков наших, добрый Домовой,
Косматое хозяйственное чудо.
Дрёма

А вот и бабушка Дрёма пришла! Пора ребятишкам баиньки, глазоньки пора закрывать да зевать сладко-сладко… Дрема одеялко подправит, подушечку подложит, проследит, чтобы сон твой никто не потревожил…


Добрый дух, ночная Дрёма,
Верь или не верь, -
Просочилась в щели дома,
Проскользнула в дверь…

Чтоб не падала подушка
У того, кто спит,
Хлопотливая старушка
Ласково следит:

Поправляет одеяло,
Навевает сны,
Чтоб ничто нам не мешало
…Кроме тишины.

Звезда

Когда люди видели падающую звезду, они считали, что видят, как чья-то живая душа покидает наш мир. А ещё есть поверье: пока летит звезда, пока она падает, нужно успеть загадать желание, и оно непременно исполнится.


Если падает Звезда
В темноту спеша,
Значит где-то навсегда
Добрая душа

Покидает мир земной
И летит на Суд,
И её уже с собой
Ангелы несут…

Но пока летит она
И пока горит.
Кто заметил, тех сполна
Отблагодарит:

Коль успеют в этот миг
Загадать мечту,
Всё исполнится у них,
Видевших Звезду…

Ирий

Сказочная неведомая страна, волнующая своей недостижимостью людские сердца… Во все времена душа человеческая стремилась куда-то далеко-далеко, словно птичьи стаи, мелькающие среди облаков, в поисках своего небесного Ирия.

Даль всё пустее и шире.
Тает осенний закат.
За море в сказочный ИриЙ
На зиму птицы летят.
Змеи ползут по деревьям,
Листьями тихо шурша,
В ИриЙ по древним поверьям
Каждую осень спеша…
Словно незримые души
К обетованным краям
Тянутся за море с суши
В даль по ночным небесам.

Корс

Вечно пьяненький Корс – тоже божество. Были и в старину любители крепкой выпивки в славянской среде. Славили они его на дружеской попойке. И хотя пьянство ни к чему хорошему никогда не приводит, но…что поделать?… Из песни слов не выкинешь. Что было, то было.


Сидит он на бочке, повсюду – кувшины,
Спешат к нему выпить юнцы и мужчины.

Любителям пива и крепкого мёда
На радость придумала Корса природа.

Вот снова на бочке в венке из-под хмеля
Он силится вспомнить: какая неделя?

…Но с шумом из рук его валится кружка,
А рядом всё так же ликует пирушка!

Купало

Божество яркого солнечного лета. Купало - полевой жатвы начало. Радуются люди Купале, хороводы водят, песни поют, влюбляются, водой обливаются, чудят… Ну, что тут скажешь?.. Купало – он и есть Купало!

По лугам, по разнотравью ходит лета бог:
Из купальниц ярко-жёлтых у него венок,

А в руках – плоды земные стороны родной…
Дышит лёгкий свежий ветер за его спиной.

И приветствуют Купалу летние костры,
И танцуют в небе искры, словно комары,

И средь ночи хороводы водит молодёжь,
И качается волнами в чистом поле рожь…

Ледащий

Говорят, живет в соломе дух Ледащий: ленивый-преленивый, сонный-пресонный, вздохнёт иногда, зевнёт сладко-пресладко и… опять затихнет. Почему только говорят?… Да, не видел его никто! Всё на свете Ледащий проспал.


Соломы дух пьянящий
Всё тянет на покой.
Опух от сна Ледащий
И дремлет день-деньской.

Вздыхает да зевает,
В соломе свежей спит…
Никто, увы, не знает
Каков же он на вид.

Леший

О Лешем много всяких баек сказывают. Одни говорят, что высокий он – выше всех деревьев в лесу, другие – что он маленький, ниже любого кустика. Просыпается Леший ранней весной и до осени носится по лесу, следов не оставляя: глаза зелёные, без шапки, без пояса, волосы серовато-зелёные, одного уха нет и отродясь не было, хитрющий-прехитрющий.


То он всех деревьев выше,
То он ниже всех кустов,
То он дальше, то он ближе –
Мчится вихрем без следов:

Шапки нет, неподпоясан,
Волос серый сзелена…
В нём по сказкам и рассказам
Сила дивная видна.

Вот глаза его зелёным
В чаще светятся лесной
Вот он духом окрылённым
Всюду носится весной…

Будь ты конный, будь ты пеший,
Будь ты хоть никем не зван:
Всех в лесу приветит Леший –
Одноухий хитрован!

Листин

Старенький слепой дух – Листин – прячется в куче опавших листьев, шелестит ими всю ночь, словно жалуясь на что-то. А когда приходят к нему в гости Лесавки, они вместе всю ночь слушают шуршание опадающей осенней листвы.


Старый дух слепой Листин
В куче листьев прячется
И шуршит всю ночь один,
Словно тихо плачется.

Палых листьев хоровод…
Осень, запустение…
Дух Лесавок в круг зовёт
Слушать шелестение.

Мара.


Мара – богиня смерти. Славяне чтили всемогущую Смерть… Всё, что родилось, рано или поздно должно будет умереть, считали предки наши, но, как мертвые ледяные снега обращаются с приходом весны в живительную воду, так и смерть самим приходом своим служит продолжением для будущей жизни.


Всё можно пережить: страх, униженье, голод,
Бездомность, нищету, отчаянье, болезнь,
Бессилье жгучих слёз, разлуки лютый холод
И глухоту друзей, и ненависти песнь...

Всё можно пережить, принять любую кару,
Стерпеть любой хулы неистовую плеть
И даже Смерть свою - саму богиню Мару
Бессмертную - и ту возможно одолеть.

Зимы, небытия, беспамятства богиня!
Чем больше у неё стремительных снегов, -
Тем звонче грохот вод в небес весенней сини,
Где смерти вовсе нет, как нет и берегов...

Мороз

Мороз славянский – это вам не старенький дедушка с красным носом, пришедший к нам с чужих краев. Наш Мороз – богатырь, кузнец, весельчак, затейник и до старости ему – ох, как далеко ещё! Радуются люди Морозу: это он усмиряет нечисть водяную, ремеслом своим блистая кузнеческим, он приносит ясную погоду да солнышко, хоть неяркое зимнее, но как прежде приветливое… Кутью да кисель исстари в дар Морозу готовили.


Пришел Мороз нешуточный, ударил, как кузнец,
Сырой дождливой осени он объявил конец

И силу всю нечистую речных, озерных вод
Калёными морозами загнал под толстый лёд.

Вот Солнце с Ветром – верные морозовы друзья
С ним вместе входят в зимние притихшие края…

Встречайте, люди добрые, кутьёй и киселём
Мороза перед окнами и Солнце над селом!

Небо

Народы, обожествлявшие весь окружающий мир, всегда отдавали должное и самому Небу . К нему во все времена обращены были взоры людские Оно – вместилище богов, солнца и звёзд, с него льётся на землю благословенный свет, животворный дождь и бесконечные холодные снега. Милостью его существует всё, что есть на Земле, да и сама она.

Небо радовалось, злилось,
Небо плакало дождём
И, однажды, отворилось
Вечным, звёздным, ясным днём.
И покрыло землю небо:
Горы, реки и леса,
И поля в колосьях хлеба,
И людские голоса…
Словно в зеркале бескрайнем
Средь планет, комет и звёзд
Растеклись земные тайны
Зыбкой речью птичьих гнёзд.

Озем и Сумерла

Озем и Сумерла – муж и жена, подземные боги, хранители земных сокровищ. Стерегут они в золотых одеяниях от алчных глаз людских несметные золотые руды, камни-самоцветы, угольные леса и нефтяные озера и другие богатства, хранящиеся под землёй. А ещё – они так любят друг друга, что когда наступает зима и там, наверху, ложится на горы , леса и поля глубокий пушистый снег, они даже засыпают в обнимку.


Жадные руки и мысли никчемные
Тянутся, алчут сокровищ земли…
Озем и Сумерла – боги подземные,
Эти богатства не вы ль сберегли?

Много здесь жил золотых да серебряных,
Нефти горючей, камней дорогих –
Неразворованных, нерастеребленных,
Вами лелеемых в недрах земных!

Если ж в снегах и полярных сияниях
Мир наш окутают зимние сны, -
Там, под землёй, в золотых одеяниях
Боги, обнявшись, уснут до весны.

Перун

Бог-громовержец Перун, покровитель княжеской власти и воинской дружины: летит он в колеснице среди клубящихся туч, стремительно несут её белые и черные крылатые кони, сами похожие на вспышки молний. Прекрасен и могуч Перун: черные, словно грозовые тучи, кудри с серебристой проседью, огненно-рыжая борода, суровый взгляд воина из-под кустистых бровей. Сражается Перун с гигантским Змеем, порождением вечного мрака, освобождает солнце из плена. И вот уже хлынул на землю ливень, утоляя её жажду, а там, где ударили молнии, взошла самая яркая, самая свежая трава.


Он клубится, гремит в небесах
И повсюду грозит непогодой –
Бог неистовый рыжебородый
В брызгах молний на темных кудрях…

Чтоб творился лишь праведный суд
В мире стихнувшем, как на ладони, -
Вороные и белые кони
В колеснице Перуна несут!

Под крылами волшебных коней
Вихрем капли летят дождевые,
Бьются молнии в землю живые
И травой прорастают на ней.

Посвежевший, по-вешнему юн,
Удаляется тучей синея –
Победивший постылого Змея
Бог славянский, владыка Перун!

Прок

Божество торговой сметки, удачных сделок, покупок и продаж - всего, что идет впрок человеку – оно ведь так и зовется: Прок. Без него ни одна сделка не обходится! Где он – там и выгода , там и прибыль, там и успех. Прок всё рассчитает верно. Вот только обманщикам да лентяям – Прок не помощник.


То «Прока нет», то «вПрок», то «будет Прок», -
Мы говорим, не вдумываясь в слово…
А Прок – он кто? А он – славянский бог,
Из тьмы веков нас посетивший снова.

Пронырливый, расчетливый во всём,
Стремится он, чтоб дело процветало:
Что заработал – всё в семью, всё в дом,
А не куда-нибудь куда попало!..

Приумножать богатства он не прочь,
Но что ещё давно о нём известно:
Он только тем всегда готов помочь,
Кто хлеб свой зарабатывает честно.

Радуницы

Радуницы – волшебные сущности, хранящие души умерших в покое и мире там, где кончается этот мир и начинается иное…


Где мира явного границы
С неявным пересечены,
Хранят усопших Радуницы
В чертогах вечной тишины.

Их души там, где всё – иное,
В чудесном пребывают сне…
Сияет небо неземное
Бессмертной радуясь весне!

Род

Величайший из славянских богов – Род. Неспроста даже у глагола «родиться» корнем слова является «род»! Родиться – значит произойти от Рода, потому что только он может вдохнуть жизнь во всё на свете. И земля, и небо, и звезды, и люди, и даже другие боги, божества, сказочные духи и волшебные сущности – всё сотворено Родом, во всём – от муравья до медведя, от маленького ребёнка до глубокого старца – живет бессмертная частичка его души. Он – создатель нашего мира. Он незримо присутствует во всём.

Бог вечный, вседержитель Род!
Во всём, чему дано родиться,
С мгновенья первого живёт
Твоя бессмертная частица!
Тобой одухотворено
Всё, что живое от живого, -
И в землю павшее зерно,
И в сердце вспыхнувшее слово…
Твой дух летал в безвидной мгле
Над распростёртою водою
Томясь о будущей земле
И небе с быстрою звездою…
Мгновенье минуло, - и вот
Ты в нас и с нами, и над нами:
«Природа», «родина», «народ» -
Всё к Роду тянется корнями!

Русалки

Русалки – прекрасные волшебные сущности, в пору летних гроз ночами они поют свои чудесные русалочьи песни и раскачиваются на качелях, сплетенных из цветных девичьих лент, привязанных к светлым ветвям берез.

Средь ветвей берёз плакучих в пору летних гроз
Вьются ленточки цветные с девичьих волос.
И качаются русалки на ветвях сырых,
И на небе месяц ясный слышит песни их.

Голосам волшебно-нежным, звонким, как ручьи,
Тихо внемлют до рассвета в чащах соловьи.
И блестит роса наутро, словно капли слёз…
И дрожат цветные ленты на ветвях берёз.

Сварга

Великое звёздное небо называли славяне Сваргой. Сварга – это не божество и не дух, а волшебная и бессмертная сущность. Славяне знали о знаках зодиака – двенадцати созвездиях, знали, что небо совершает один оборот за 27 тысяч лет ( астрономически – почти точно!): когда Земля переходит из одного знака к другому, как сейчас перешла из созвездия Рыб в Водолея. Откуда это им было известно? Факт, поражающий воображение.


Двадцать семь тысяч раз над землёй небо звёзды раскинет, -
И земля завершит по созвездиям замкнутый круг,
И владыка Перун ось небесную медленно вынет
Из Полярной звезды, колеса не роняя из рук…

Сварга – звёздное небо, которое движется вечно,
Колесо, что, вращаясь, законы Вселенной вершит,
Где великая жизнь, повторяется в нас бесконечно
И рождается вновь, и, бессмертная, тленья бежит!
Сварог

Всё, что связано на земле с созиданием – неизменно соприкасалось у славян с именем бога Сварога. Он – и строитель, и кузнец, и гончар, и плотник… Все ремесла на земле обязаны своим появлением ему, великому Сварогу.


Вовеки славен Бог-творец
Издревле прозванный Сварогом!
Гончар и плотник, и кузнец
Ему обязаны во многом…

Вот всё, о чём вчера мечтал,
Из камня скульптор высекает,
А вот пылающий металл
Кузнец из горна вынимает.

Покуда в тайнах ремесла
Сварожье теплится начало, -
Душе не выгореть дотла
С куском горячего металла.
Свети-цвет

Свети-цвет – сказочный цветок, указывающий кладоискателю, где в земле клады сокрыты. Алый свет его далеко виден в ночном лесу, да редко кто его видит, а кто и видит – вряд ли расскажет о нем другим.


Там, где ночью ветер шалый
Шелестел в лесу листвой,
Вдруг цветок раскрылся алый –
Весь, как молния, живой!

И всю ночь чудесным светом
Лепестки его горят,
И зовётся Свети-цветом
Он у тех, кто ищет клад.

Раз в году он только светел
И по сказочному ал…
Если кто его и встретил,
Так другим не показал.
Святовит

На крылатом коне с сияющим , как луч солнца, победоносным мечом в руках, летит по небу великий бог Святовит, рожденный по замыслу Рода для того, чтобы каждый день на земле наступал рассвет, чтобы ночная мгла всегда уступала место дню … Пока не явится Святовит, - день не наступит.


Свет Рода, воин-всадник Святовит -
Ночную тьму преследует повсюду:
Сверкает меч, служа добру и чуду,
И искры звёзд летят из-под копыт.

Мрак отступает пред сияньем дня,
Последние усилия ничтожны…
Блестят меча серебряные ножны,
И длится бег крылатого коня!
Семаргл

Семаргл – крылатое божество в образе сторожевого пса с огненными глазами. Засеянные хлебопашцами поля нужно было сберечь от нашествия незваных гостей, охочих до дармовщинки. Потому хороший сторож хлебного поля порой становился спасителем всей семьи от голода. И в глазах людей Семаргл – всем сторожам сторож – не меньшее божество, чем другие. Охранял он и конское поголовье…


Там, где шёл вчера оратай,
И зерном полна земля, -
Охраняет пёс крылатый
Хлебородные поля.

У него перед глазами
День сменяется за днём,
А в глазах такое пламя,
Что… гори оно огнём!

Не попортят ниву козы,
Не подступится ворьё:
От любой спасёт угрозы
Сторож полюшко своё.

Что Семарглом он зовётся –
Бог посевов и коней, -
Помнят все – от иноходца
И до кончиков корней!

Стрибог

Бог всех ветров земных – Стрибог, бог чувств, бог вдохновения… Не зря ещё в «Слове и полку Игоревом» древний летописец называл славян стрибожьими внуками. Как наполняется парус ветром, так наполняются сердца человеческие чувствами, даруемыми Стрибогом.


Едины в нём стремительность и ярость:
Он вечно юн, он всюду впереди –
Летит, струится, в клочья рвёт, как парус,
Рубаху на распахнутой груди…

Он не смолкал на поле лютой брани,
Когда, смыкаясь заново в строю,
Стрибожьи внуки – гордые славяне
Шли умирать за Родину свою!

Он не стихал, когда в часы разлуки
Стихи любимой посвящал поэт…
Он и сейчас опять колышет звуки
Из чащ лесных летящие на свет.

Суденицы

Суденицы – три сестры, приходящие к колыбели новорожденного ребенка со свечами и повествующие о дальнейшей судьбе его в этом мире. То, что они скажут: сбудется неминуемо. В час, когда приходят Суденицы, все в доме засыпают, и потому их не видит никто.


Спят вершины в облачной постели,
Дремлет лес в туманах голубых…
Три свечи горят у колыбели,
Три сестры пред нею держат их.

Не скрипят под ними половицы,
Ровно дышит спящее дитя…
О судьбе ребёнка Суденицы
Говорят, нисколько не шутя:

О судьбе – от самого рожденья
И на весь его грядущий век…
И того, что скажут три виденья,
Изменить не в силах человек.

Тирлич-трава

Ай-да, травушка-муравушка! Выжал её сок, обтерся и, пожалуйста, ты уже человек-невидимка! Ну, это если кому надобно немедля исчезнуть… Вот только вначале, будь добр, сыщи её – в ночной-то темноте да на крутых горах. Если сможешь, конечно.

Не нужны волшебные слова,
Чтоб в кого-то тут же превратиться,
Подрастает ночью и таится
На крутой горе тирлич-трава.
Выжать сок её и растереть
Стоит только каждому решиться
И в кого угодно обратиться
Сможет он… А ты б хотел? Ответь.
Тригла

Не только змей из детских сказок, оказывается, был трехголовым. Но и одна из величайших славянских богинь - бессмертная Тригла! И головы эти – символы божественных стихий – Воды, Земли и Воздуха. Для такого божества и впрямь храмом можно считать весь окружающий человека мир.

Бессмертная вовек богиня Тригла –
Трёх жизненных владычица начал!
Твой храм рука народная воздвигла
Не там, где град, село или причал,
А вдалеке – в широком чистом поле,
Где в дождь и в снег, и в ветер-суховей -
Вода, земля и воздух служат воле
Единой и незыблемой твоей.
Хорс

Хорсом называли славяне само Солнце и поклонялись ему как божеству. Это божество не имело какого-то определенного лица: просто золотой сияющий диск. Что такое славянские блины? Символ - солнца. Что такое горящее огненное колесо, катящееся по дороге? Это олицетворение солнца, совершающего свой дневной путь по небу. Хоровод, который водят на весенних полянах – это тоже солнце... Любят славяне солнышко.



Колесо сияющего света
Медленно плывет по небесам…
Всюду жизнь теплом его согрета
И готова к новым чудесам!

Слава Хорсу – диску золотому,
Светом пробудившему весну!..
Солнцу люди рады по-простому,
Словно в марте первому блину:

На полянах водят хороводы,
На холмах колеса жгут огнем -
В честь его блистающей свободы
В небе день рождающей за днём!
Шишига
Ох, и проказница – эта самая Шишига! Горбатая, холодная, пузатая, как лягушка, - то она прыгает, то она квакает. Живет Шишига возле мелких водоёмов: у небольших ручьев, озерков, запруд деревенских… Да, ей всё равно – лишь бы сырость была!

Переплута, перепрыга –
В камышах живёт Шишига,

Мелкая проказница,
С виду – несуразница!

В малых речках и озерах
Появляется в которых, -

Квакает лягушкою,
Скачет попрыгушкою.

От рождения горбата,
Холодна, шустра, брюхата:

Где она находится, -
Дух сырой заводится.
Щур


Имя Чура отголоском слышится в словах праЩУР, приЩУРиться, ЧУРка, ЧУРбан, ЧУРики, ЧУРаться. Чур – дух-прародитель семейства, он – олицетворение своего, родного. Чур хранит от посягательств всё семейное: следит за межами в поле, бережет огонь в домашнем очаге. Его изображение, как духа-хранителя, вырезали когда-то славяне из поленьев и нарекали те поленья по-домашнему – чурками.

В полях среди высокой ржи
Кто наши стережёт межи?

Очаг домашний кем храним?
Кто – пламя в нём и дым над ним?

Кого в испуге мы зовём?
Кто бережёт добро и дом?..

Щур, добрый Пращур – дух семьи,
Где всё – своё, и все – свои.

Эхо
Есть нечто сказочное уже в самом этом явлении, когда сказанное единожды слово вдруг начинает повторяться, словно по волшебству, вновь и вновь возникая ниоткуда.

Любят духи прыгать в эхо
И следить, как средь берёз
Эхо катится от смеха
И заходится от слёз.
В доме – эхо домового,
Эхо лешего в лесах,
В речке эхо водяного –
Пляшет в зыбких голосах,
Отголосьем у овина,
Возле бани ветерком:
Чтоб вздрогнул беспричинно
Всяк, кто с эхом незнаком.

Ящер

Владыка морских глубин и грозной подземной стихии – великий Ящер… В новгородском сказании о Садко он назван Царем морским. Живет он со своей женой красавицей Белорыбицей на самом дне морском, владея сокровищами всех затонувших кораблей, повелевая штормами и землетрясениями, управляя всей живностью океанской.


О, Ящер! Бог морских глубин!
Подземных грозных сил владыка!
На дне, где правишь ты один,
Не всё всегда темно и дико!..

Там, под волнами глубоко,
Вам с Белорыбицей-женою
Когда-то песни пел Садко
В садах блистающих водою…

Там спят безмолвно корабли,
Сияют жемчугом чертоги,
И все сокровища земли
Сверкают на твоём пороге.


--------------------------------------------------------------------------------
Эльдар
Никто нигде никогда никому ничего не должен
Неактивен
Сообщить редактору | Удалить | Редактировать | Цитировать
#2 2007-04-06 23:52:01
Ксения
Автор сайта

Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Зарегистрирован: 2006-08-25
Сообщений: 1546
IP: 91.122.83.111
Рейтинг : 35
E-mail ЛС Re: СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОНЭльдар, распечатаю, прочитаю, тогда что-то скажу! А пока только ощущение: НЕВЕРОЯТНО!!!!!!!!


--------------------------------------------------------------------------------
КиС = Ксения Смирнова

"Он (стихотворец) воображает, что говорит языком богов, когда говорит нечеловеческим языком" Л. Вовенарг
Неактивен
Сообщить редактору | Удалить | Редактировать | Цитировать
#3 2007-04-07 00:07:16
Ирина Каменская
Автор сайта

Откуда: Крым, Евпатория
Зарегистрирован: 2006-09-09
Сообщений: 6696
IP: 194.150.174.146
Рейтинг : 169
E-mail ЛС Re: СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОНЭльдар, огромное спасибо!
Я повторюсь - это должно войти в учебники. Мало знать свои корни - их нужно любить и так видеть их красоту, как видите Вы.
С глубочайшим уважением,


--------------------------------------------------------------------------------
Ирина Каменская

Это строки одеждами лишними
Опадают с души
Неактивен
Сообщить редактору | Удалить | Редактировать | Цитировать
#4 2007-04-07 00:28:53
Ксения
Автор сайта

Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Зарегистрирован: 2006-08-25
Сообщений: 1546
IP: 91.122.83.111
Рейтинг : 35
E-mail ЛС Re: СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОНИриш, подписалась!!!!!!!


--------------------------------------------------------------------------------
КиС = Ксения Смирнова

"Он (стихотворец) воображает, что говорит языком богов, когда говорит нечеловеческим языком" Л. Вовенарг
Неактивен
Сообщить редактору | Удалить | Редактировать | Цитировать
#5 2007-04-07 09:02:45
Старостин Николай
Автор сайта

Откуда: Московская область
Зарегистрирован: 2006-08-25
Сообщений: 372
IP: 213.171.61.135
Рейтинг : 19
E-mail ЛС Вебсайт Re: СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОНИнтересная тема, Эльдар!
Из давно написанного...

Модно ныне возвращение к богам,
что у нас до христианства были...
Я слегка напомню, воссоздам
То, что с кровью вырвали, забыли...

Пели славу издревле богам,
Оттого и звались мы славяне!
Плохо или нет - судить не нам,
Каждый век своей ведь алчет дани!

Свой был "пантеон" и свой исток...
По славянски имена богов звучали!
Дождич, Ветрич, Белобог и Чернобог,
Плодич, Житнич - просто называли...

Падки мы на чужеземную отраву...
Истребили веру... Книги жгли... Пришлось принять...
Кто не принял - полегли или в дубраву...
Целый век пытались веру удержать!

Может меньше было б войн и смут
И другую выбрали б дорогу,
Но... История уже свершила суд!
Молимся теперь чужому Богу...

С уважением, Николай!


--------------------------------------------------------------------------------
Старостин Николай
Неактивен
Сообщить редактору | Удалить | Редактировать | Цитировать
Ответить
Страниц: 1
Форум » Лирика » СЛАВЯНСКИЙ ПАНТЕОН
Подписаться и отслеживать тему

Быстрый ответ
Напишите ваше сообщение и нажмите "отправить"


BBCode: включён [img] тег: включён Смайлики: включён


Board footerПерейти
Проза Публицистика Дебют Дебют. Экпериментальная мастерская Лит. кафе им. Маршака Лирика Лирика - Редакторская мастерская Юмор Пересмешник Для детей Переводы Башня Драконов Стихи, размещенные на сайте Конкурсы и литературные игры Мастерская таланта Фольклор Проза Публицистика Архив стихов Холодильник литкафе Для детей Голосование Доска объявлений Вокруг литературы Чайная комната Предложения и замечания Технический ликбез Раздел для редакторов
Контролируется редакторомУдалить сообщения
Перенести тему
Закрыть тему
Приклеить темуPowered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Обсудить на форуме

Обсуждение

Exsodius 2020
При цитировании ссылка обязательна.