Проверка слова
www.gramota.ru

ХОХМОДРОМ - лучший авторский юмор Сети
<<Джон & Лиз>> - Литературно - поэтический портал. Опубликуй свои произведения, стихи, рассказы. Каталог сайтов.
Здесь вам скажут правду. А истину ищите сами!
Поэтическая газета В<<ВзглядВ>>. Стихи. Проза. Литература.
За свободный POSIX'ивизм

Литературное общество Fabulae: Евгений Девиков - Королевские троны Англии
Раздел: Следующее произведение в разделеПрозаПредыдущее произведение в разделе
Автор: Следующее произведение автораЕвгений ДевиковПредыдущее произведение автора
Баллы: 0
Внесено на сайт: 09.04.2008
Королевские троны Англии
Англичане называют древнейший трон своей страны "Король Стефан". Дубовое тронное кресло, первоначально украшенное живописью, но изрядно потрепанное временем, исготовили в XI, а по уточнённым сведениям, в первой трети XII века. В его конструкции преобладали прочные грубоватые формы и толстые круглые, словно выточенные, детали, отдающие дремучей патриархальной стариной, напоминавшей об Англии времён нормандского завоевания. Владельцем этого трона был, очевидно, внук завоевателя Англии и последний король англо-нормандской династии Стефан Блуа. Его матерью была дочь английского короля Вильгельма I Завоевателя, а отцом -- граф Блуа и Шартра. Имя Стефан получил в честь своего отца, видного вдохновителя Первого крестового похода , погибшего затем на Святой Земле в 1102 году. Стефан рос и воспитывался при своём дяде короле Англии Генрихе I. Дядя щедро наделил его землёй, недвижимостью и женил на единственной наследнице умершего Булонского суверена. Сделавшись графом Булонским, Стефан обрёл собственный вес в экономике Англии и мощных политических сторонников. После смерти Генриха I разразилась нешуточная борьба за английский трон, доставшийся в конечном счёте Стефану. 22 декабря 1135 года король Стефан был помазан на царство и по обычаям страны коронован. В Англии коронация королей происходила на троне, специально построенном для такого события. Трон короля Стефана хранится в Хифордском кафедральном соборе (Hereford Cathedral).
А мастер Уолтер из Дэрема (Walter of Durham) на исходе тринадцатого столетия (1297-1300) сделал трон для коронационного зала, ставший ныне достопримечательностью Вестминстерского Аббатства (Иллюстрация слева вверху). Прямоугольную спинку трона венчал треугольный фронтон. Его внешние грани украшала резьба. Подлокотники в виде двух вогнутых дуг тянулись от передних стоек к верхним углам спинки и завершались там одинаковым украшением - каждый собственной фиалой. Плоские поверхности трона покрывал растительный орнамент. Сидение четырьмя углами опиралось на фигурки сидящих львов, тогда как сами львы располагались на подиуме, открытая часть которого между передними львами и фронтальной панелью сидения служила подножием трона. Мягкие переходы форм, образующих трон - от угла к дуге и обратно - создавали впечатление легкости и завершенности. Там же, в Вестминстере, можно видеть коронационное кресло короля Эдуарда Первого, созданное в 15-м веке. Внешне оно напоминало шедевр мастера Уолтера, но не имело львиной подставы и отличалось упрощенностью форм. Впрочем, это не лишило трон торжественности, хотя поубавило чопорности.
В свете рассматриваемой темы интересны оттиски нескольких государственных королевских печатей с изображением королей горцевавших в седле на боевом коне и восседавших на королевском троне. На печатях изображены уже упомянутый Эдуард Первый, два последующих его тёзки и король Ричард II. Для нас полезно взглянуть на оттиски, чтобы понять, как мог выглядеть достойный образ королевского трона в представлении этих монархов, украсивших им свою государственную печать. Нужно иметь богатую фантазию, чтобы по мелкому оттиску восстановить трон-идеал в деталях, но глядя на миниатюру, как на памятную медаль, отмечаешь основные признаки желанных тронов.
На печати Эдуарда I , правившего тридцать пять лет в Англии XIII-первой декады XIV века, идеальным, судя по оттиску, признавался трон с высотой спинки на уровне плеч сидящего, с вертикальными стойками в виде византийского жезла с крестообразным навершием. На печати Эдуарда II, продолжавшего династию Плантагенетов и правившего два десятка лет после предыдущего короля, оставались без особенных изменений прежние предпочтения. В оттиске с печати короля Эдуарда III, правившего пятьдесят лет, его трон выглядит выше и шире, чем троны двух предшественников. При этом, по сторонам подножья трона в оттиске просматриваются лежащие фигуры двух львов - древние символы успешной королевской власти. Вспомним, что именно этот король начал столетнюю войну с Францией в 1337 году и добился ограничения папского владычества в Англии. Последним королём в династии Плантагенетов был Ричард II, занявший трон в 1377 году и правивший двадцать два года. Оттиск его печати обнаруживает значительно больше украшательств, нежели предыдущие оттиски. Украшения переносятся и на трон короля. Особенно это заметно отражено в нарядном подножии, на котором в свободных позах разлеглись охраняющие трон львы.
1702 год был отмечен восхождением на престол правившей двенадцать лет королевы Анны - последней из династии Стюартов. Коронационный трон мастерил для неё Томас Робертс , служивший столяром и тронным мастером при дворе с 1685 по 1714 , а затем передавший ремесло сыну Ричарду Робертсу, который в качестве придворного столяра изготовлял и поставлял посольствам представительскую мебель, а в 1720 году отправил партию дворцовой мебели королевскому двору Франции. Коронационный трон, украшенный позолотой и ажурной резьбой с оттенком наивности, вместе с пышной подушкой его подножия обит неповторимой парчой.
Георг Третий, принадлежавший к Ганноверской династии, торжественно короновался в 1761 году. Трон для этой церемонии был создан специально. Оголовье спинки завершалось резной виньеткой, а для ног ставили к трону монарха скамеечку, обитую той же тканью, какой обтянут сам трон. Весь тронный комплект выполнен в стиле, чуждом строгой, прямолинейной симметрии. Капризные декоративные формы сочетались с причудами орнамента, перегруженного раковинами, наплывами, прихотливыми стеблями, завитками и гирляндами. Английская версия стиля рококо тех лет полнилась сочетаниями французского рокайля, мотивов готики и китайщины с формальными элементами английской мебели первой трети восемнадцатого столетия. В эклектическом стиле королевского трона непостижимым образом отобразились наклонности характера и судьба короля Георга Третьего. Всю жизнь он, как говорится, рвал и метал: вдохновлял ревностную колониальную политику своей страны, организовал многочисленные антифранцузские коалиции, переживал неудачи в войне с восставшими североамериканскими колониями и в 1811 году, наконец, лишился рассудка. Люди и вещи. Иногда они если не повторяют, то напоминают друг друга. Все головокружительные деревянные обрамления этого выдающегося коронационного кресла выполнены в мастерской Катрин Нейш (Katherine Naish), а виртуозно осуществлённая тронная обивка выполнена компанией Вайл и Кобб (Vile and Cobb). Трон Георга III находится в Девонширской коллекции, Чатсуорт-Хаус.
В первой четверти XIX века не меньшим событием в королевстве было создание дубового трона, получившего имя "The Battle Abbey Throne" (трон Боевого аббатства; см иллюстрацию слева). Его проектировали и делали специально для Большого зала этого замка столяры мастерских Джорджа Баллока (George Bullock) , возможно, по рисункам Ричарда Бриджеуса.Чуть раньше (1813) мастерская Тэдема (Tatham & Co) выполнила по собственному проекту два позолоченных тронных кресла для венценосных членов Государственного Совета. Форма изделий, их фундаментальный, словно высеченный из камня, внешний вид, скульптурная и орнаментальная резьба по буковому и сосновому дереву существенно отличали эти кресла от тронов, которыми меньше века назад пользовались на своих коронациях королева Анна и король Георг III. В мебельное искусство вернулся древний торжественный мотив крылатых сфинксов, охранявших царский престол. Мир перевернулся. Предреволюционная ситуация и Французская революция в итоге перерубили многозвенную цепь Людовиков на её шестнадцатом звене и предложили миру недолгий, но суровый стиль Директории, который вскоре переродился в новый имперский стиль - Ампир, при котором следование древнеримским и древнегреческим образцам превращалось в выгодную спекуляцию античной образностью и символикой. Эти два церемониальные кресла изготовлены так, что были нарядны и красивы со всех сторон - как с лица, так и сзади, чтобы их можно было поставить в любом месте зала и они не утратили бв своей привлекательности. Оба кресла хранятся сегодня в Королевской коллекции.
Государственный трон для Букингемского дворца в 1837 году поставил казне представитель древнего Ланкаширского рода мистер Даубигин (Dowbiggin). Однако до недавнего времени даже в Англии это имя современному жителю говорило мало. В книге "Церемониальные и памятные кресла в Великобритании" (Лондон, 1980) её автор Клер Грехем назвала только фамилию, не имея полных данных этого мебельщика. Пришлось искать Даубигина в интернете. Оказалось, что в Дублине существует разветвлённая ассоциация владельцев такой фамилии -- "Dowbiggin Family History Society" (Общество истории семьи Даубигин) . Госпожа Диана Мейн, с которой я связался в интернете, была ведущей сотрудницей этой компании и в те дни переводила свой оффис из Ирландии в Соединенные Штаты Америки. Она высказала сомнение относительно возможности по одной фамилии выполнить успешный информационный поиск в густых ветвях генеалогического древа, где почти каждый член семьи, включая женщин, носил именно эту форму фамилии. Однако, госпожа Мейн объяснила, что её компания искренне заинтересована в пополнении базы данных новыми сведениями, и потому готова помочь в розысках, если я уточню поисковый запрос хотя бы именем или предположительным годом рождения мастера.
Я перебросил на свой компьютер с их сайта данные мужчин с фамилией Dowbiggin, имевших в период изготовления трона зрелый работоспособный возраст, выделил пятерых из полученной распечатки, после чего опять обратился к Диане Мейн. В пятерку отобранных мной кандидатов вошел и Томас Даубигин (1786-1862). Вскоре из Дублина отвеили, что кто-кто из пятёрки оказался скотоводом и вряд ли причастен к изготовлению трона, а кое-кто торговал древесиной, был связан с обработкой дерева и мог иметь отношение к производству мебели. При этом найдены их двоюродные братья, носившие разные другие фамилии, но служившие адвокатами или оказались влиятельными церковными деятелями и потому могли способствовать как получению, так и продвижению государственного мебельного заказа. Спустя еще несколько дней помощница Дианы Мейн -- Джилиан (Gillian), подтвердила мою догадку о возможной причастности Томаса Даубигина к поставке трона Букингемскому дворцу. Сама принадлежа к этому фамильному роду, она разослала клиентам и родственникам просьбу поискать в семейных архивах данные о Томасе Даубигине, и одна из канадских корреспонденток ответила ей письмом, которое Джилиан переправила мне по интернету. В письме говорилось, что главный библиотекарь и куратор Айлингтонских публичных библиотек Л.М.Харрод опубликовал в феврвле 1954 года в журнале "Country Life Magazine" записки сэра Норберта Даубигина, оставившего в 1937 году службу в цейлонской полиции и после длительных инспекторских поездок от имени Короны по колониальным полицейским подразделениям вернувшегося в Англию и занявшегося изучением родословной Даубигинов. В письме был полезный для меня абзац из этой статьи:
"Необычное имя Даубигин впервые появилось в справочниках фирменных мастерских Лондона и в новом провинциальном справочнике на 1823-1824 годы под титулом “Томас Даубигин и Ко - мастера кабинетного и обойного дела, Маунт-стрит, 23, Лондон”. Газета "Morning Post" за 27 июля 1837 года упоминала мастерскую Томаса Даубигина как поставщика государственного трона королеве Виктории для Букингемского дворца. Имя Томаса Даубигина продолжает появляться в последующих изданиях Почтового Справочника до 1854 года, когда фирма приняла имя его наследников "Holland & Sons" (Холанд и сыновья), не сменив почтового адреса". Теперь я уже точно знал, кто и в какой мастерской создавал этот государствепнный трон Англии.
По-видимому, Букингемский трон был не единственным выдающимся успехом мастера Томаса Даубигина и его помощников. На эту мысль наводило еще одно письмо Джиллиан, адресоавнное другой клиентке и пересланное ею мне в копии:"Привет, Кэтти! Я живу в Хемпшире, Англия, и храню доброе имя Даубигинов. Нам с сестрой (по-видимому, с Дианой Мейн - Е.Д.) стало известно, что мистер Томас Даубигин принимал участие в меблировке дома королевы Виктории на острове Уайт, Осборн Хауз. Я видела в государственном архиве репродукцию образца, которым принц Альберт "обустраивался" в Ньюпорте. Я хочу знать, где жил тогда мистер Томас Даубигин. -- Джиллиан".
Очевидно, помощница Дианы располагала сведениями о дополнительных фактах поставки мебели королевскому двору фирмой Томаса Даубигина. Это добавляет уверенности и позволяет считать его одним из постоянных поставщиков мебели Двору его (её) королевского величества. Преемники Томаса Даубигина - мебельная фирма "Холланд и сыновья" - как мне довелось выяснить, продолжали и после смерти Томаса поставлять мебель Двору. Его преемникам - Холландам - принадлежит, например, проект трона королевы Александры для её участия в заседаниях Палаты Лордов . Разрабатывая проект, они заимствовали геометрию спинки у коронационного трона XII столетия, выполненного средневековым мастером Уолтером. На чертеже заказанного королем трона имеются замечания и пометы, сделанные рукой самого Эдуарда VII в 1902 году. Прямоугольная спинка трона, завершенная треугольным тимпаном -- не единственная идея, позаимствованная ими у мастера Уолтера. Если он ставил тронную конструкцию на спины сидящих львов, то "Холланд и сыновья" опустили углы своего детища на спины зверей лежащих. Впрочем, я шагнул слишком далеко в прошлое. Английские специалисты не стали ходить так далеко. Они сравнили два трона одной эпохи и пришли к выводу, что дизайн трона королевы Александры "Холланд и сыновья" выполнили почти идентично с троном, созданным для королевы Виктории мастерской "Barry & Pugin".
Другому лондонскому мебельщику Джону Веббу, работавшему на Олд Бонд-стрит, королевский двор заказал в конце сороковых годов XIX столетия резное курульное кресло для заседаний принца Альберта в Палате Лордов, требуя хорошо его вызолотить и обить бархатом. В 1847 году Вебб выполнил заказ с прилежностью, на которую расчитывал Двор (Иллюстрация справа: тяжелое кресло с икс-образными ножками). Он создал мягкое кресло со следами складной (курульной) формы. Вполне естественно, что английский мебельный Ренессанс, принимал за точку отсчета наследие античности. Курульные кресла ; римских императоров и вельмож возрождались, привлекая внимание меценатов и богатых заказчиков. Мебельщики знали два варианта курульных кресел: голландский манер, при котором стул складывался сидением к спинке, и венецианский, где сдвигались друг к другу боковые ножки и подлокотники. Кресло принца Альберта относилось к венецианскому варианту, но скорей всего условно, ибо характер крепления массивной спинки и основательная мягкая обивка вряд ли позволяли сложить это "курульное" кресло, да и в сложенном виде оно не могло занимать меньше места. Декоративность конструкции подтверждена врезкой "букетов", украшавших с обеих сторон разъёмы S-образных передних устоев кресла, что ещё более мешало его складыванию.
На весьма претенциозном портрете герцог Суссекса изображен восседавшим на троне. Этот портрет Августа-Фредерика был литографирован в 1833 году. Роскошный резной трон венчала корона под плюмажем из трех широких и пышных перьев. Высокая спинка в оголовьи украшена рельефным картушем, перевитым гирляндой тонко вырезанных цветов. Задние стойки трона, поддерживавшие спинку, сделаны в виде каннелированных колонн с простыми дорическими капителями, на каждой из них установлен крупный шар, напоминавший старинный ученический глобус. Массивное сидение трона украшали со всех сторон по кромке резные розеты. Подлокотники с львиными мордами опирались на сидение трона звериной когтистой лапой. Точёные ножки -- каждая с шестью параллельными выпуклыми валиками по всей длине -- заканчивались небольшими мебельными колёсиками, вошедшими тогда уже в моду. Полог и балдахин трона образованы тяжелой драпировочной тканью, собраной в навесы и в свободно ниспадавшие складки.
В Англии, как и в остальной Европе, было немало дизайнеров, готовых повторить прежние исторические формы и разновидности тронов, выполняя новый заказ. Еще больше было мастеров, способных сделать работу по предложенному рисунку. Обычно необходимость королевского заказа на изготовление нового трона возникала накануне коронования очередного монарха, но это происходило редко, и английский Двор не всегда обращался к собственным мастерам. В 1902 году два одинаковых трона были заказаны перед коронованием Эдуарда VII и Александры - (золоченое дерево, обитое малиновым бархатом с узорчатой вышивкой) - и выполнены в Париже под наблюдением особо уполномоченного агента. Один трон из названной пары показан на иллюстрации слева от этого абзаца.
Коронация Георга V и Мэри в 1911 году потребовала новых затрат на приобретение тронных кресел, и только для проведения первой части процедуры были изготовлены два кресла, по образцу трона, построенного в 1680 году . Королевский двор после коронования решил, что для важнейших национальных празднеств коронованные особы впредь должна получать только в Англии национальный трон , создаваемый исключительно английскими мастерами.
Обсудить на форуме

Обсуждение

Exsodius 2009
При цитировании ссылка обязательна.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Интересные статьи