Проверка слова
www.gramota.ru

ХОХМОДРОМ - лучший авторский юмор Сети
<<Джон & Лиз>> - Литературно - поэтический портал. Опубликуй свои произведения, стихи, рассказы. Каталог сайтов.
Здесь вам скажут правду. А истину ищите сами!
Поэтическая газета В<<ВзглядВ>>. Стихи. Проза. Литература.
За свободный POSIX'ивизм

Литературное общество Ingenia: Екатерина Максимова - Почему инвалиды не маргиналы
Раздел: Следующее произведение в разделеПублицистикаПредыдущее произведение в разделе
Автор: Следующее произведение автораЕкатерина Максимова
Баллы: 0
Внесено на сайт: 09.06.2009
Почему инвалиды не маргиналы
Не так давно на «Фабуле» (http://forum.ingenia.ru/viewpoll.php?id=6735) состоялась дискуссия — правомочно ли обсуждать некую социальную группу, а именно инвалидов, в контексте маргинальных свойств личности, и моральна ли такая постановка вопроса. Участники сошлись во мнении, что автор обсуждающей данную тему диссертации совершил грубую ошибку, затрагивая саму тему и далее — делая те выводы, которые он сделал.
Случай этот может показаться интересным и лингвистам, и психологам — в силу того обстоятельства, что мы имеем дело с типичной реакцией массового сознания на культурные раздражители, когда предметом обсуждения вместо научной концепции и научного подхода становятся штампы и стереотипы, а полученные выводы по своему знаку и накалу приближаются к публичной обструкции.
Однако рассмотрим не последствия, но суть явления.

Вот обращение, содержащее первоначальный тезис.
«Коллега пишет диссертацию по маргинальному поведению личности. Наряду с преступниками, иммигрантами, лицами без определённого места жительства он относит к числу маргинальных лиц инвалидов. Рационально ли это, если маргиналы — это личности, полностью или частично не разделяющие нормы поведения преобладающей социальной группы? Вашу точку зрения прошу аргументировать.
К слову. Сам я нахожусь по этому вопросу в жёсткой оппозиции своему коллеге, считаю, что нельзя равнять лиц с ограниченными возможностями с грубыми нарушителями законов...»

Прежде всего, в имеющейся постановке вопроса и в основе последовавшего обсуждения лежит недоразумение. Проистекает оно из смешения значений термина и слова обычного языка.
Начнем с того, что понятие «маргинальный» возникло как социологический термин в 1928 году. Впервые его употребил Роберт Парк в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек». По мнению Парка, маргинальный человек — это иммигрант, полукровка, который одновременно живет в двух мирах. Главное, что определяет природу маргинального человека — чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы. Это состояние связано с периодом переезда, перехода, определяемого как кризис. Категория маргинальности была введена Парком с целью выявления социально-психологических последствий не-адаптации мигрантов к условиям городской среды.
В дальнейшем значение введенного Парком термина расширилось, и в научной литературе (по психологии, политологии, социологии, психиатрии) стали применять термины «маргинальный», «маргинальное поведение», «маргинальный тип личности» ко всем явлениям экзистенциального свойства, которые связаны с раздвоением и конфликтом. «Маргинальными» становятся люди, оказавшиеся на границе культур, идеологий, национальных традиций, возрастных и сексуальных категорий, попавшие за пределы достойного человеческого существования и/или ставшие изгоями общества. Внутренняя опустошенность, вызванная распадом ценностей и нравственных основ, также является признаком маргинальности в терминологическом значении этого слова. Если резко упростить сказанное выше, «маргинальный» для социологии, политологии, философии и психиатрии — значит «не такой, как все».

В описанном значении «маргинальность» как навязанное окружающей средой (или присущее индивиду в силу его личных интенций) свойство является неотъемлемой чертой травмированного физически человека. Действительно, резко ограниченный в своих возможностях индивидуум «находится на границе», испытывает на себе действие многочисленных фрустрирующих факторов, вынужден постоянно пребывать в конфликтной ситуации — с самим собой, окружающими людьми, бытовыми, социальными условиями. Инвалид — ничуть не менее маргинален, чем, например, человек с обострённым чувством несправедливости или ребёнок, родившийся в белом квартале с чёрной кожей.

К сожалению, из преамбулы не ясно, в какой области специализируется наш молодой, а может быть, заслуженный коллега. В зависимости от этого речь может идти о практическом положении инвалидов в городской инфраструктуре, их политических и юридических правах, особенностях их социального, культурного поведения или же физического развития — если, например, инвалидность врожденная. Во всех случаях в рамках научного контекста и с учетом вышесказанного использование сочетания «маргинальное поведение личности» применительно к человеку с ограниченными физическими возможностями абсолютно оправданно.

Теперь — о том, что собственно произошло. Уже, видимо, понятно, что слово обычного языка, которое собственно и оказалось предметом обсуждения, «маргинал», отличается по своему значению от описанного выше. Примечательно, что словари — философский, социологический, психиатрии — даже не имеют соответствующей словарной статьи. Они говорят о «маргинальности», «маргинальном человеке» и «маргинальном типе поведения» — то есть о том же, о чем несправедливо обвиненный тут автор диссертации. И ни один из этих словарей, естественно, не упоминает негативного значения термина. Потому что такого значения у термина НЕТ.
«Маргинал» — слово обычного языка (то есть находящееся вне научного дискурса), образованное от «маргинального человека» с помощью живых морфем, по аналогии со словами «оригинал», «нахал». Легко улавливаемое значение деривата «-ал», присутствующее в приведенных примерах, перекочевало к «маргиналу». Кроме исторического значения «не такой, как все» новое слово получило негативный или иронический оттенок, в зависимости от контекста. И конечно же, приложение этого вновь сформированного значения слова к понятию «инвалид» — во-первых, неоправданно, во-вторых, вызывает резкий протест со стороны широкой аудитории.
Все дело в том, что автор диссертации и не преследовал такой цели. Даже из приведенной в начале цитаты видно, что наш будущий кандидат или доктор не упоминал слова «маргинал». Наверное, автор оригинального текста сильно удивился, столкнувшись с обвинениями на «Фабуле». И развернувшаяся здесь дискуссия может послужить основой для дополнительной статьи его диссертации — о необходимости оставаться в рамках научного контекста при обсуждении заданной темы и возможных инсинуациях в случае преднамеренного или непреднамеренного смешения понятий. Но, к счастью или несчастью, такие диссертации не становятся предметом споров вне академической аудитории.
Все мы помним, что случилось, когда Бенедикт XVI, новый Папа Римский, прочел в закрытой аудитории лекцию об исламском экстремизме как одной из форм религиозного поведения, и это стало достоянием гласности.

21.08.2007

Обсуждение

Exsodius 2020
При цитировании ссылка обязательна.